Родился в 1948 году. В 1973 году окончил Московский авиационный институт. В 1976 – 1990 годах работал в отделе поэзии журнала «Юность». В конце 1980-х – один из основателей клуба «Поэзия». Автор книги стихов «Свободное время» (1988). Известен и как драматург: изданы и поставлены несколько его пьес. Живёт в Москве.
О поэзии Виктора Коркии
Писать по-пушкински мало кому по плечу: для этого нужны особая ясность взора, гармония внутреннего строя, особая чуткость и глубокие, разносторонние знания. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Виктор Коркия – продолжатель пушкинской линии в русской поэзии. Виктор органичен и максимально естествен в своей лирике, обладает не только редким даром слова, но и необыкновенной щедростью души. Лёгкость пера, виртуозность и одновременно многоуровневые глубины текстов, – убедительная черта его творчества. Мы видим, что такая поэзия возможна и сегодня на фоне разновекторных поэтических изысканий, проб и находок. В ней есть та самая «неслыханная простота», которая, по выражению Бориса Пастернака, подобна ереси.
Жизнь сложилась как сложилась,
ничего иного нет –
так писалось, так дружилось,
столько зим и столько лет.
Млечный путь ведёт под землю,
осень плачет по весне.
Только то, чему я внемлю,
только то и внемлет мне.
И летит, летит мгновенье,
жизни равное, во тьму
сквозь последнее томленье,
непосильное уму…
Удивительно, но, будучи «на дружеской ноге с Пушкиным», Виктор дружит с авангардистами, понимает и принимает их творчество, посвящает им стихи. Это говорит о его открытой доброжелательности, об интересе к другим поэтическим течениям и готовности принять то, что искренне и талантливо. Коркия для меня – поэт удивительный и загадочный. Его творчество изучают в университетах, его помнят и цитируют любители и знатоки поэзии. Мой товарищ по Литинституту Илья Колли, который и познакомил меня с лирикой Виктора, помнится, читал мне эти его строки:
Святая ложь глаза не колет,
в могиле руки не связать.
Глаголет истина, глаголет,
не может ничего сказать.
И перед мировым пожаром,
перед потопом мировым
радар общается с радаром,
глухой беседует с немым.
Это поэтическая филигрань. Это гжель. Тонкая работа. У Виктора Коркии есть талант обобщения сложных явлений, он «друг парадоксов», что придаёт особый вкус многим его произведениям. Вот ещё парадокс от Виктора: «Кто даром времени не тратит, / Тот, может быть, и не живёт». Старуха-процентщица из романа Достоевского «Преступление и наказание» превращается у Коркии в другую старуху-процентщицу – смерть. Мы видим, каков у поэта метафорический размах. Колодцы глубины возникают у него неожиданно. Это похоже на эффект моря: только что ты был на мелководье и чувствовал себя в безопасности, но вот ты делаешь шаг – и вода уже тебе по шею. Но такая глубина погружения в поэзию приносит нам радость понимания мира. А ещё у Виктора в стихах – колоссальная самоирония, которая свидетельствует о душевном здоровье. Цитирую: «Дураком помирать обидно», «сытый по горло собственной песней». Или вот: «Я отстаю от народов отсталых / и закрываюсь от них на учёт». Звукопись, столь ценимая в поэзии, достигает у Виктора Коркии особой отточенности. Тем не менее, смысл у поэта доминирует над звуком.
И участь жалкую свою
судьбою всё-таки считаю,
и в небо вкопанный стою,
и взглядом в землю прорастаю...
Демонстрация мастерства тоже порой необходима. Но истинное мастерство – когда оно незаметно. Поэт словно бы в шутку говорит о вещах серьёзных. Коркия не бежит от насущных проблем, свидетелей времени. Такие люди, как он, так или иначе участвуют в жизни страны, поскольку слово поэта – это и есть дело. Вот, например, читаю у него такие строки: «И обречённые слова / летят в небесную обитель / и падают в бассейн «Москва», / где под водой Христос Спаситель». И я убеждён: Христос Спаситель «вынырнул» из-под воды ещё и потому, что об этом говорил поэт Виктор Коркия.
Мне кажется, его стихи «запрограммированы» на цитирование. Ну как пропустить и не запомнить, например, вот эти острые строки: «Легче простить христианство Иуде, / чем допустить иудейство Христа». Мысли, построенные на парадоксах, часто воспринимаются нами как истина.
В какой-то момент Коркия неожиданно «пропал с радаров». Оказалось, поэт с головой ушёл в драматургию. Сразу несколько его пьес с успехом идут в театрах страны. Но теперь он, не порывая со сценой, вернулся к стихам. Будем читать, как говорится, от корки и до корки (я). Без самобытного голоса Виктора русская поэзия будет неполной.
Добавить комментарий